irina_berezina (irina_berezina) wrote,
irina_berezina
irina_berezina

Category:

13.11.15, "Жизель", или мой катарсис по Аристотелю.

По Аристотелю, трагедия,
вызывая сострадание и страх,
заставляет зрителя сопереживать,
тем самым очищая его душу,
возвышая и воспитывая его.

Прошедшая неделя у меня выдалась очень тяжелой: известия, одно другого хуже, сыпались со всех сторон. Надежда на то, что вал работы, наконец, уменьшится, не оправдалась. В общем, проснувшись темным утром 13-го ноября, я даже не испытала обычного радостного предвкушения от скорой встречи с любимым балетом и любимым артистом…

Сразу скажу, что постановка «Жизели» Никиты Долгушина – моя самая любимая постановка этого балета.  Она мне кажется очень человечной, если это слово можно здесь применить. А с 7 ряда партера я увидела то, чему раньше не особо уделяла внимания – она еще и необыкновенно красива! Как точно подметила Вероника Игнатьева, все в едином стиле - свет, декорации, костюмы, единая атмосфера и духовность.

Звучит музыка, поднимается занавес, и… вот уже скрывается в своем маленьком домике граф Альберт (Леонид Сарафанов) и появляется Ганс (Владимир Цал). Наверное, самым любимым моим Гансом надолго останется Илья Кузнецов – настолько его персонаж был «выпуклым» и неоднозначным. В Михайловском театре эту партию исполняют Владимир Цал и Александр Омар. И какие же разные у них выходят лесничие! Трактовка Омара ближе к той, что танцевал Кузнецов: уверенный в себе «хозяин» лесов.
Ганс у Цала, в первую очередь, искренне влюблен. Помню, какой настороженно-острый взгляд бросал в сторону домика Альберта Кузнецов… Цал же туда лишь мельком взглянул, поскольку все его мысли там, где живет его любимая. Он осторожно прикасается к ее двери, а потом, задумавшись, замечтавшись, даже не сразу вспоминает про заранее припасенную дичь. Но в доме Жизели тихо и Ганс, не решаясь нарушить покой девушки, тяжело вздохнув, нехотя уходит…

А что же Альберт? Улыбаясь, очень довольный собой, выходит он из дверей своего дома... И тут меня как током пронзило! Да, Лёня улыбался, да, он привычно одергивал свой «маскарадный» костюм и привычно спрашивал верного оруженосца: «Ну, и как я тебе?!» Но это не был тот молодой повеса, которого обычно так органично играет Сарафанов в первом акте. Это был совсем другой, взрослый, Альберт. Конечно, такую «двойную жизнь» граф ведет не впервые, но сейчас он не просто увлечен, он влюблен, по-настоящему, в первый раз в жизни. Альберт действительно не слышит уговоров оруженосца, довольно ясно и строго давая понять, что не приемлет никаких возражений. Не было привычного «я тебя не слышу и слышать не хочу», Сарафанов просто отвернулся и, не глядя, сделал короткий жест – уходи!

Аккуратный, точно в музыку, стук в дверь, и на пороге - Жизель (Анжелина Воронцова). Жизель у Анжелины всегда невероятно мила и очень красива. Но в этом спектакле появилось еще что-то... Я как-то услышала такое выражение: «Она любит - у нее ангел живет на лице»...
И если в поведении этой Жизели и можно было увидеть некоторый флирт, то только потому, что Альберт – ее действительно большое чувство и надежда на счастье, которое если не осуществится, то приведет к смертельному исходу. Ведь несчастные ангелы долго не живут…


Повторюсь, Альберт-Сарафанов, как мне показалось, в этом спектакле был с самого начала влюблен в Жизель. И если обычно его прикасания - «приставания» к девушке довольно активны, то тут они очень нежны, даже несколько неуверенны, разве что в начале совместной диагонали Альберт чуть подольше удержал руку Жизели в своей. Произнося клятву, Леонид обычно оглядывается из-за плеча, чтобы взглянуть, произвели ли его слова впечатление на девушку? Но когда он, чуть повернув голову, увидел ее глаза (Анжелина подошла очень близко), обычной хитрой улыбки как не бывало – она получилась нежной, даже слегка растерянной…

Батильда в исполнении Ольги Семеновой, несомненно, очень красива, но в этот раз в ее образе было больше доброты, нежели гордости и осознания своего превосходства. Она по-дружески подмигивает Жизели: «Возможно, твое сердце болит, но только лишь от любви?!» Она не отшатывается брезгливо от потерявшей рассудок девушки, и с поляны уходит скорее потому, что оскорбление, ей нанесенное, очень болезненно, как и больно видеть, как сходит с ума та, что только что так беззаботно танцевала и так искренне любовалась ее нарядами.


Все фотографии из-за кулис, как понимаете, не мои...Фото Валерии Запасниковой


И хочется поахать в сторону Вероники Игнатьевой и Андрея Яхнюка, что исполняли в этот вечер крестьянское па-де-де. Вот честно, только у них я этот номер не воспринимаю как досадную вставку, которая лишь мешает развитию сюжета. Скорее, наоборот, в параллель главным героям, танцует счастливая влюбленная пара, причем танцует  очень качественно! Яхнюк еще и играть успевает, с любовью провожая взглядом свою невесту и как бы говоря всем: «Смотрите, она прекрасна, я счастлив!»

Сцена сумасшествия у Воронцовой вышла довольно сдержанной, все эмоции где-то внутри, но я практически физически ощутила огромную душевную боль, и прежде всего от того, как изменилось лицо Анжелины - Жизели! Из юной, очень красивой девушки она превратилась в действительно тяжело больную. Бывает, когда дети долго болеют, у них становится взгляд взрослого человека. Вот это я и увидела. В этот момент ангел взлетел и Жизель умерла, не успев взглянуть в глаза любимого, Альберт лишь в самый последний момент подхватил ее уже бездыханное тело…



Эпизод со шпагой в этот раз был сыгран по-другому: на секунду Леонид, как на портретах знатных вельмож, оперся на нее, но потом отбросил в сторону – не стоит марать фамильное оружие…

И хотя Сарафанов метался по сцене, желая услышать, что не он виноват в смерти Жизели,  но это не было так экспрессивно, как обычно. Что мне нравится у Леонида (помимо всего-всего-всего остального J), так это то, что он в сцене сумасшествия не закатывает глаза, у него нет активного мимирования, как у Васильева, например. Его Альберт постепенно осмысливает происходящее, он почти недвижим, но сколько эмоций и энергии возникает практически из ничего!



Второй акт. Не знаю, кто работает сейчас с кордебалетом в Михайловском театре, но этот кто-то – большой молодец! Например, в одном из движений девушки напомнили мне поле колосьев, что склоняются под дуновением ветра, и ни один колос не выбивался из общего ряда – ветер на всех дул одинаково. Браво!

Мирта Екатерины Борченко. В исполнении Леры Запасниковой я четко вижу, что Мирта  тоже когда-то была доброй девушкой, но не смогла простить своего обидчика, и поэтому ее сердце ожесточилось. А у Борченко Мирта – уже изначально мертвая душа, и почему она такая - непонятно. Такое ощущение, что злюка в жизни танцует злюку в балете. У Запасниковой даже в маленькой вариации в двойке вилисс смысла и характера больше, чем у Мирты-Борченко.

Весь второй акт в музыке, в движениях артистов, я слышала две фразы.
«Я люблю тебя, где ты?» - спрашивал Альберт.
«Я люблю тебя, я здесь…» - отвечала Жизель…

Почти ничего не пишу о самом танце. Но, на мой непрофессиональный взгляд, все было исполнено очень хорошо. А адажио прозвучало как-то особенно щемяще - интимно.
Лёнечка танцевал легко, широко, с уверенностью опытнейшего танцовщика и партнера. 32 антраша – безумно красивы и высоки. Cпециально пересмотрела запись 5-летней давности – там их было 24, и исполнены они были с помощью рук. А тут руками только одно движение – клятвенный жест в самом конце.

Пожалуй, все… Мы иногда спорим, о чем этот балет? Я утверждаю, что о любви. Моя знакомая – что о муках совести. Наверное, справедливо и то, и другое. Как у апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт…». Но для того, чтобы понять и принять это, нужно проделать огромный путь через череду собственных ошибок и душевных страданий. Иногда на это не хватает всей жизни…



Я вышла из зала абсолютно обессиленная, немыслимо дрожали руки. Но на один жест - клятвенный - сил хватило: "Я буду любить тебя всегда..."
Tags: Балет, Воронцова, Запасникова, Михайловский театр, Сарафанов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments